Ко мне обратилась мама ребенка 4 лет. Ребенок боится насекомых. И даже летом носит закрытую одежду. Из-за этого не хочет выходить на улицу. Все окна приходится держать закрытыми, если нет сеток. Раньше не боялся, а потом стал бояться, иногда до истерики. Из-за этого он меньше общается со сверстниками, и с другими людьми. Отсюда вытекают и другие проблемы.
Отвечаю:
Любая эмоция должна иметь свое разрешение. Страх – это, прежде всего, защита от опасности. Но в «норме» он должен пройти, как только причина была устранена. Почему и как происходит фиксация?
Во-первых, это бывает, если эмоция не была прожита. Например, ваш ребенок испугался в раннем возрасте, не понял это, а взрослый не помог осознать. Энергия «застряла». Тогда нужно проживать ситуацию вновь. Или, возможно, ребенок испугался, а значимый взрослый сказал что-то вроде «это страшно», «не бойся», то есть заблокировал эмоцию. Или обесценил ее, например, словами «подумаешь, букашка». Чем младше ребенок, тем более аффективный характер носят реакции психики. Крайне важна поддержка на этапе принятия эмоции и ее выхода. Развивайте эмоциональный интеллект ребенка, используйте технику контейнирования эмоций.
Во-вторых, могла быть очень бурная реакция на страх ребенка или сам взрослый сильно испугался, пусть кратковременно и больше от неожиданности, чем от самого паука, например, но ребенок зафиксировал страх и запомнил, что насекомые – это страшно. Здесь важно учиться реагировать на пугающие ситуации самому, показывать на своем примере, как справляетесь со своим страхом, чем можно себе помочь. Например, будут очень эффективны дыхательные упражнения, которые включат парасимпатическую нервную систему и выведут организм из состояния аффекта. Научите ребенка дышать животом: вдох носом и продолжительный выдох ртом, сложенным в трубочку, будто он задувает далеко стоящую свечу.
В-третьих, могло быть поощрение. Не обязательно прямое, вполне возможно, что у ребенка появилась вторичная выгода от боязни. Например, не факт, что ваш ребенок страдает от недостатка общения, возможно, страх насекомых – это только повод для того, чтобы не контактировать с детьми. Также, возможно, в семье принято покупать что-то вкусное или водить в кино, если был пережит стресс. Подумайте, есть ли это в вашей ситуации. Если да, то нужно избавить от этого правила и заменить его на новое.
Будьте аккуратны с чувствами ребенка, не заставляйте, не высмеивайте, не обесценивайте. Помогайте проживать чувства, в момент паники давайте больше тактильных ощущений: держите за руку, обнимайте, прижимайте к себе, целуйте.
Приемы:
Борьба с любой фобией – процесс длительный. Но успех вполне достижим. Если ребенок боится насекомых, способов устранения страха несколько. Используйте все.
- Детей страшит все непонятное и неизвестное. Поэтому воспользуйтесь познавательными книжками, в которых рассказывается о жизни и поведении насекомых;
- Дайте ребенку побольше примеров положительных, не пугающих качеств букашки. Покажите их «деток». Только не убеждайте кроху, что абсолютно все жучки – милахи, которых нужно любить. Малыш должен понять, что есть и такие, которые могут больно ужалить или ядовиты. Иначе он будет трогать их всех подряд;
- Расскажите ему, что букашки «ведут себя плохо» потому, что тоже нас боятся, и так стараются защититься (например, пчелы жалят именно когда думают, что на них напали). Ведь эти существа – намного меньше и слабее нас. Поэтому их лучше не обижать;
- Очень хороший прием – сказкотерапия. Есть много примеров в литературе, когда жучки-мотыльки – положительные сказочные герои. Они кому-то помогают, делают добро. Так у ребенка развеется негативный образ насекомого, он увидит, что бояться нечего. Если не найдется подходящей сказки, всегда можно сочинить свою, или переделать готовую под нужного персонажа;
- Поможет разрушить страшный образ и просмотр мультфильмов с участием насекомых. В мультиках персонажи обычно довольно умильные, они не вызывают неприязни. Ребенок постепенно переформирует в сознании образ насекомого со страшного на позитивный;
- Визуализируйте источник страха. Предложите крохе нарисовать или слепить того, кого он так боится. Старайтесь, чтобы персонаж получился как можно более «нестрашным», обаятельным. Пусть малыш потрогает рисунок, поиграет с пластилиновым паучком. Можете сами озвучить насекомое нежным голоском. Разрушайте стереотип: это – страшный зверь;
- Контролируйте свое поведение в присутствии ребенка. Не проявляйте никакой агрессии к насекомым сами. Просто всякий раз давайте ему информацию: этот жучок живет там-то, кушает что-то и т.д.
Комментариев нет:
Отправить комментарий