понедельник, 7 декабря 2015 г.

Вымышленный друг у ребенка. Стоит ли волноваться?

Почему появляется вымышленный друг?
Возникновение воображаемых друзей нельзя назвать ни нормой, ни отклонением. Статистически подобные персонажи в жизни ребенка могут возникнуть примерно года в 3, и статистически же эти друзья уходят в 6 - 7 лет. Дети верят в деда Мороза, Бабая, прочую мифическую живность, разговаривают с игрушками и пекут торты из песка. В этом возрасте детские фантазии бьют ключом. Вас же не удивляют скачки сорванца на швабре-лошади по коридорам? Придуманные ребенком друзья могут быть разными: это могут быть люди, животные, персонажи книг и фильмов, совершенно неизвестные науке выдуманные существа. Причем вымышленный друг может появиться у любого ребенка вне зависимости от его характера, семейной обстановки.

Причины появления придуманного друга:
·        Фантазии. Причина появления друга-невидимки – обычная бурная фантазия ребенка. Он просто сочинял, придумывал и нафантазировал себе интересного друга. И это абсолютно нормально. Обычно с таким вымышленным другом расстаются быстро, самое позднее к школе.
·        Недостаток внимания, общения с родными или сверстниками. Чаще всего воображаемый друг "заводится" у детей, которым не хватает контактов со сверстниками или родителями. Обычно в этом случае ребенок заводит себе "друга" необходимого возраста, придумывает себе того, с кем можно поиграть, пошептаться, поговорить по душам о своих детских делах. В этом случае «друг» — показатель одиночества ребенка.
·        Боязнь наказания. Возможно, родители слишком строги с малышом и ему приходится находить того, кто будет во всем виноват. Но если «друг» малыша постоянно безобразничает, разбрасывает вещи и игрушки, то вам достаточно сказать своему ребенку, что вы не хотите играть с его другом, потому что он вас сильно огорчает и обижает.
·        Нехватка впечатлений. Рутинная повседневность. Бывает так, что вымышленные приключения малыша говорят о банальной скуке. Даже если у ребенка каждый день расписан по часам, он рисует, танцует и вышивает крестиком, ему может быть скучно. Просто утомила детская рутина. Поэтому подумайте, может, стоит что-то изменить в обычном графике? Сходите с малышом в зоопарк, театр, хотя бы просто на прогулку по новым местам. Часто в своем придуманном мирке дети получают то, чего им не хватает.
·        Давление и гиперопека со стороны родителей. Стремление к самостоятельности и развитию собственного «я» хотя бы в воображаемом мире.
Стоит ли волноваться? Иногда стоит.
·                     Если фантазии ребенка изобилуют мрачными и жестокими историями.
·                     Если у ребенка резко ухудшился сон и аппетит, он потерял вкус к другим играм и плохо идет на контакт с вами.
·                     Если ребенок не отделяет игры от реальности, становится излишне зависимым от своего придуманного друга, впадает в депрессивное состояние из-за размолвки или расставания с ним.

Итак, что же делать с этими друзьями? Лучшая рекомендация в этом случае - уделять ребенку внимание. Когда-то подыграть, когда-то посмотреть на игры ребенка и подумать. В первую очередь родителям не стоит отрицать существование придуманного приятеля. С ребенком-дошкольником нужно искать компромисс – родители не отрицают, но и не признают придуманного приятеля. Однако не стоит также игнорировать ситуацию, обязательно нужно узнать как можно больше о вымышленном друге. Пусть ребенок опишет его, чтобы мама или папа смогли понять, что воплощено в персонаже – одиночество, страх или другое. На основании этих сведений и нужно дальше выстраивать свою линию поведения.

Уделяйте ребёнку больше своего внимания. Играйте с ним, ходите в кино, в цирк, в кукольный театр, в зоопарк, на детские площадки, где он сможет играть со сверстниками. Наполните жизнь крохи яркими впечатлениями и собой.
Чаще давайте малышу право выбора, развивайте в нём самостоятельность. Просите помогать вам по дому, поручайте интересные ответственные дела.
Не скупитесь на похвалы. Не забывайте говорить, как сильно любите своё чадо. Целуйте кроху, обнимайте, гладьте по головке. Телесный контакт с родителями вселяет в ребёнка чувство уверенности в себе. Он ощущает себя нужным, любимым, защищённым.


Со временем придуманный товарищ уйдет из жизни ребенка, и вскоре родитель будет вспоминать об этом совершенно спокойно. Но на данном этапе следует действовать мягко, деликатно, чтобы не затронуть чувства ребенка. Если же к 7-9 годам ситуация не меняется, имеет смысл обратиться за консультацией к детскому психологу. Поход к специалисту также необходим, если: фантазии ребенка довольно мрачные, безрадостные, изобилуют жестокими сценами; малыш пострадал, травмировался, а к событиям причастен воображаемый товарищ; кроха не интересуется другими играми, плохо идёт на контакт, потерял аппетит, спит беспокойно; ребёнок путает фантазии и реальность, слишком зависим от своего вымышленного друга. И сразу же готовьтесь к тому, что работать вам, прежде всего, придётся над собой. Менять вы будете своё отношение к крохе, обстановку в семье, привычки, распорядок дня и т.п.

Комментариев нет:

Отправить комментарий