понедельник, 30 ноября 2015 г.

Правила и ограничения.

Правила и ограничения.
Важным компонентом психологически грамотного взаимодействия с детьми является умение взрослого устанавливать для ребенка необходимые правила и ограничения. Традиционно правила и ограничения связывают с воспитанием дисциплины. Считается что чем более ребенок послушный, тем более он дисциплинированный. Однако послушание означает в первую очередь повиновение, покорность,  другими словами – покорное слушанье. Дисциплинированность, в отличие от послушания означает не просто подчинение. Дисциплинированность бывает как внешняя, так и внутренняя, послушание – только внешнее. Внутренняя дисциплинированность, называемая по другому самодисциплиной, подразумевает принятие ребенком, присвоение им какого-то  правила и требования и в дальнейшем следование ему по своему внутреннему побуждению. Послушание же требует постоянной внешней мотивации в виде «кнута» или «пряника».
Как показывают наблюдения большая часть правил и запретов, устанавливаемых для детей, ими не присваивается. Одной из причин этого является огромное количество бессмысленных запретов.
Как же установить правила и запреты так, что бы они были приняты ребенком?
1.      Любое правило или запрет должны быть конкретными и обоснованными.
2.      Взрослые настойчиво побуждают ребенка придерживаться правила, независимл лт ситуации и настроения.
3.      Устанавливаются рациональные правила. Правила и ограничения являются обоснованными и необходимыми для безопасности ребенка и окружающих его людей.
4.      Правила всегда должны соответствовать возрастным возможностям детей и при этом не противоречить их основным потребностям.

Как установить правила?
Для того, что бы ребенок рос счастливым и чувствовал себя комфортно и в безопасности необходимо установить семейные правила. Как это сделать? Какие правила должны быть?
1.     Правила должны быть для всех.  
«Мы дома не разбрасываем вещи по полу». Это значит что и ребенок и мама и папа должны убирать вещи на место.
2.     Необходимо продумать и прописать санкции за соблюдение и не соблюдение правил. (Если ты разбрасываешь вещи по полу, то ты сегодня не смотришь мультики (моешь пол, не получаешь сладкого. Если ты убираешь вещи на место, то ты ложишься спать на 15 минут позже, смотришь дополнительную серию мультфильмов, идем вечером гулять в парк и пр.)
3.     Правила озвучиваются для всех, на семейном совете. Записанные правила нужно повесить на видном месте.
4.     Необходимо что бы и папа и бабушка и мама придерживались этих правил и требовали их исполнения, как ребенком, так и взрослыми
5.     Правила всегда должны соответствовать возрастным особенностям ребенка и не противоречить его  потребностям
6.     Правила должны быть обоснованными и необходимыми для его безопасности и безопасности окружающих. Например, дошкольнику запрещается выхлдить за пределы двора без взрослого. Это правило продиктовано заботой о его безопасности. Но для младшего школьника это правило уже не актуально, так как не соответствует его возросшим возможностям в освоении окружающего пространства и потребностям.

Почему дети нарушают правила?
1.         В том случае, если правила не соответствуют их возрастным возможносиям и противоречат потребностям. Например, маленького ребенка заставляют подолгу сидеть, в то время как его организм требует двигательной активности.
2.         Если правила не согласованы всеми взрослыми между собой. Так бывает, когда, например, правило, установленное родителями, обесценивается бабушками и дедушками
3.         Нарушая правила, дети таким образом испытывают взрослого, «тестируют»  его настойчивость. Ребенку важно знать, насколько серьезен и последователен в своих действиях взрослый, - это дает ему ощущение стабильности в отношениях с ним и безопасности. Следовательно, ребенок учиться прогнозировать поведение взрослого.
4.         Нарушая правила, дети привлекают к себе поведение взрослых. Иногда это единственный способ обратить на себя внимание.
5.         Нарушая правила, дети стремятся доказать детям свою независимость и самостоятельность и отстоять собственную «взрослость».


Комментариев нет:

Отправить комментарий